Совместная работа детского сада, школы и семьи
по предшкольной подготовке в 2018-2019 учебном году
в детском саду «Ладушки»
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно", необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Между детским садом «Ладушки» и МБОУ «Верхнетоемская СОШ» налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.
Организация работы по преемственности между детским садом и школой включает в себя несколько этапов:
- Разработка плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
- Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе между детским садом и школой на учебный год;
- Реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
Вся работа проводится по четырём основным направлениям:
• организационная работа с детьми;
• организационная работа с родителями;
• методическая работа;
• психологическая и коррекционно - развивающая работа.
С 2016 г. используем учебно-методический комплекс «Преемственность», доработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Пособия и программа УМК «Преемственность» разработаны авторами учебно-методического комплекса «Школа России», самой распространённой системы обучения детей в начальной школе. Таким образом, Программа «Преемственность» позволяет организовать системную подготовку детей 5–7 лет к обучению в школе по учебно-методическому комплексу «Школа России».
![](images/clip_image00661.jpg)
I. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:
Воспитанники подготовительных групп ходили на экскурсию в школу. Меньшикова Л.Н. приветливо встретила воспитанников с учениками 4Б класса.
Парасич Е.Э. рассказала детям, где живут книжки и о правилах поведения в библиотеке.
II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Для родителей оформили стенд "У школьного порога", где они могут найти полезную информацию. На групповых родительских собраниях родители получают ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением: «Готовы ли вы стать родителем первоклассника?», «О результатах готовности к школе», «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
20.09.2019 г. состоялось родительское собрание с родителями подготовительных групп «Ручеёк» (воспитатель Дунаева Н.Н.), «Теремок» (воспитатель Доставалова И.Н.), «Коротышки» (воспитатель Меньшикова Ю.В.). Грязных Т.К., учитель-логопед познакомила родителей с авторским дидактическим пособием «Паровозик из Игралкино-Обучалкино» в качестве диагностического инструментария в работе с дошкольниками по обучению грамоте.
![](images/clip_image00441.jpg)
Водовозов И.Н., зам.директора по культуре и спорту РЦДО, обратил внимание, что возрождение системы ГТО повлияет на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации. К сожалению, современные дети не отличаются отменным физическим и психическим здоровьем. У них недостаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой, уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами ЗОЖ.
Предложил родителям воспитанников подготовительных групп зарегистрироваться на официальном сайте ГТО и дети подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО.
12 воспитанников детского сада «Ладушки» зарегистрированы на официальном сайте ГТО.
31.03.2019 г. дети сдавали нормативы ГТО: Мигунов Матвей, Гаврилин Дима, Свирепова Аня, Яворович Олег, Яворович Дима, Лухнева Женя, Шестакова Лиза, Пугач Дарина, Долинина Настя.
![](images/clip_image00771.jpg)
19.03.2018 г. прошла традиционная встреча Степановой В.В. и Тарасовой А.Н., учителей начальных классов с родителями старшей группы «Сказка» (воспитатель Нефедова Е.Н.) и старшей группы «Ромашки (воспитатель Сибирцева А.В.). Учителя познакомили родителей будущих первоклассников с тем, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу, по какой программе будет проходить обучение в школе.
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей. Педагоги имеют возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать основные требования программы, основные направления работы, отметить проблемы в преемственности и качество образования.
Мероприятия:
В октябре 2019 г. педагоги посетили уроки в первых классах начальной школы.
Ежегодно учителя посещают открытые занятия в подготовительных группах.
Будущие учителя на НОД в подготовительной группе «Коротышки» (воспитатель Меньшикова Ю.В.).
![](images/clip_image00471.jpg)
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Теремок» (воспитатель Доставалова И.Н.)
![](images/clip_image006561.jpg)
В детском саду с 15.04. по 19.04.2019 г. проходила «Неделя педмастерства».
Цель: познакомить воспитателей старших групп с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, осуществляющих предшкольную подготовку с целью внедрения эффективных приёмов в собственную практику.
Педагоги посетили занятие по математическому развитию в подготовительной группе «Ручеёк»
(воспитатель Дунаева Н.Н.).
Педагоги посетили занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Теремок» (воспитатель Доставалова И.Н.).
![](images/clip_image00321.jpg)
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.
Диагностику первого и второго этапа «Готовность к школьному обучению» проводят Порофиева Н.Ю., педагог - психолог и Шумовская Е.А., педагог-дефектолог МБОУ «Верхнетоемская СОШ». Цель: определить уровень психологической готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе. По её результатам психологическая служба школы знакомит родителей на родительских собраниях. В течение года проводим как групповую, так и индивидуальную работу с дошкольниками по решению выявленных проблем.
20.11.2018 г. на родительском собрании Порофиева Н.Ю., педагог-психолог МБОУ «Верхнетоемская СОШ» познакомила родителей с результатом первого этапа диагностики «Готовность детей к школьному обучению».
Результаты второго этапа диагностики «Готовность к школьному обучению» (февраль 2019 г.).
Название группы |
Ответственный |
Результат («готов», «условно готов») |
Подготовительная группа «Ручеёк» |
Дунаева Н.Н. (воспитатель) |
79% |
Подготовительная группа «Теремок» |
Доставалова И.Н. (воспитатель) |
88% |
Подготовительная группа «Коротышки» |
Меньшикова Ю.В. (воспитатель) |
71% |
Проводимая нами работа детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях. На достигнутом мы не остановимся, деятельность по теме: «Подготовка дошкольников к обучению в школе» будем продолжать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников, с учителями начальной школы МБОУ «Верхнетоемская СОШ».
Елена Альбертовна Рядовкина,
старший воспитатель МБОУ «Верхнетоемская СОШ»